Балканские вина
Дионис, греческий бог виноделия и веселья, обитал на Балканском полуострове, а потому родиной европейского виноделия следует признать именно эту благодатную климатом местность. Непоседливые греки распространили свою культуру по всему Средиземноморью, основав по всему периметру его побережий многочисленные поселения.
Приезжим в ориентированной на туризм стране интереснее попробовать что-нибудь неведомое и туземное, каким бы оно не показалось — утонченным или грубоватым.
Пришедшие в средневековое Средиземноморье открыли европейцам секрет дистилляции, обогатив карту вин крепкими алкоголя-ми. Все виноделы помимо вин стали выделывать бренди, причем не только из винограда, но и иных плодов: слив, инжира, абрикосов, туты и даже из малины с ежевикой. Ракия-сливовица стала визитной карточкой практически всех северобалканских стран. Греция ведь — это лишь диадема, венчающая Балканский полуостров, на котором кроме нее уместились Румыния, Болгария, Албания и страны прежней Югославии — в том числе Черногория, иначе Монтенегро...
Крепкие узы
Не только в Греции, но и в Монтенегреции есть все — в том числе и крепкие напитки, хоть и в меньшем разнообразии. В ходу и греческая анисовка Узо (Ouzo), крепостью 40% и мутнеющая от эфирного масла при разбавлении. Но не только крепкая узо связывает балканские народы, но и крепкие узы соседства, родства и братства. Балканские этносы тесно связывает общая история, порой драматическая, общая культура и вероисповедание роднят греков, болгар, македонцев, черногорцев и сербов, а с ними и других южных славян, придерживающихся иных конфессий — хорватов, словенцев и албанцев. Невзирая на нюансы, быт и пристрастия выглядят если и не одинаковыми, то очень похожими: залихватские ритмы вроде зорбы и сиртаки, трагичный завыв «жалистных» песен, окрашенных следами долгого турецкого владычества; языки и наречия, вне зависимости от начертания на кириллице или латинице; ремесла и промыслы; кушанья и напитки. Вот о последнем поподробнее — ведь spirit означает не только спиртное, но и Дух. Чем же пахнет и каков на вкус балканский дух, в данном случае черногорский?
Ассортиментное многообразие греческих вин объясняется просто — это страна множества островов, на каждом из которых возделывают свой местечковый сорт лозы. Адриатическое море богато островами, но не столь, как Эгейское. Наверное, потому черногорская винная полка не столь пестра этикетками — да и страна не очень велика территорией и населением. В Монтенегро живет около шестисот тысяч населения, зато очень статных и красивых и в живописнейших ландшафтах, изобилующих красивыми храмами и замками-крепостями.
От крепостей перейдем к крепким алко-голям. Итак, знаменитые Узо и Метаксу в Черногории не производят, но выделывают виноградный спирт лозовач (lozovaca) и выдержанный в дубовых бочках сербский виньяк (Vinjak) с коньячными обозначениями возрастов — VS и VSOP. Местная Sljivovica, как и всякая другая сливовица и прочие фруктово-ягодные бренди, не обременена утонченным вкусом коньяков и разительно напоминает наш родной самогон или кавказскую чачу. Зато пьянит моментально — и без похмельного синдрома следующим утром.
Из ликеров можно упомянуть горькие Пелинковац и «Gorki list» — это ведь тоже крепкие спиртные напитки, хотя и сахаристые (весьма, впрочем, умеренно). По сути своей это не ликеры, а скорее аперитивы вроде кампари или вермута. Они и горьки от смеси трав во главе с полынью. Даже по технологии приготовления они с вермутом — родные братья. Горькие ликеры Черногории готовят из черно-мускатного вина, крепя его до 28% коньячным спиртом и настаивая на травах. Отсюда характерный аромат и вкус. В чистом виде такой ликер специфичен, а вот разбавленный апельсиновым соком, да со льдом не хуже чем известный коктейль «Campari-Orange». «Лист», может, и горек, но одновременно сладок и крепок. Оксюморон, однако...
Белые вина Черных Гор
В угоду ли лингвистическому контрасту или на потребу изнывающего от жары организма, на пляже хочется употреблять белые вина Черных гор. В зной они освежают, особенно будучи охлажденными, а кроме того — хороши с кушаньями из морских рыб и гадов, характерных для средиземноморской кухни в целом.
Ассортимент черногорских белых вин неширок, как невелика сама страна Монтенегро. Часть бутылок наполнена традиционными всеевропейскими винами вроде Совиньона и Шардоне. Много купажных вин, в которых многоголосый хор детей лоз звучит то гармонично, то не очень.
Наиболее интересным представляется испробовать вина из местных виноградных сортов. Самое выдающееся из них — «Крыш-тач» (Krstc) из одноименного сорта винограда. Винным гурме и гедонистам можно его порекомендовать: чрезвычайно свежий вкус и букет, едва уловимое вторичное брожение напоминает галисийское Аль-бариньо. Однако стандартная бутылка испанского гранда тянет на семь евро, а черногорский Крыштач обойдется в полтора евро за литр. Понятно, что дополнительная выдержка, винтаж-ность и прочие винодельческие условности способны повысить стоимость туземного вина на порядок, но это уж совсем для снобов или ценителей (что зачастую одно и то же).
Рекомендуем: Одна из знаменитейших на весь мир марка Hermle, делающая настольные часы по всему миру. Стала популярна благодаря качеству своей продекции, дизайну и большому выбору.
Опробованы также «Подгорицкое белое» и «Смедеревка». Первое ничем особенным не показалось — по-видимому, это смесь европейских сортов, и довольно тусклая — со слабым ароматом и резковатым соломенным вкусом. Второе выделывается из местного сорта Smederevka и отличительно повышенным содержанием фруктовых кислот, оказывающим сильнейшее мочегонное действие. Не совсем тот эффект, на который рассчитывают ценители вина. К такому скорее готовы любители пива, которое здесь тоже пьют. Неудивительно, ведь половину туристического поголовья составляют русские и немцы. Немало здесь приезжих французов, англичан и итальянцев — они предпочитают напитки Вакха.
Красное и черное
Занимательным фактом выглядит то, что в черногорском виноделии красное и черное — это одно и то же. На всех бутылках с красным вином начертано «сгпо», так же как в названии страны — Crna Gora. В соседней Македонии, например, различие в классификации вин имеется — есть и сгпо, и crveno, то есть черное и красное, а вот в братской Черногории все вина черны (или белы). Как и в случае с белыми винами, красные (черные) производят либо из паневропейских(Каберне, Мерло), либо из местных сортов — что гораздо чаще. Это и правильно: приезжим в ориентированной на туризм стране интереснее попробовать что-нибудь неведомое и туземное, каким бы оно не показалось — утонченным или грубоватым.
Местные «черные» вина во вкусе обнаруживают тона черных ягод и сухофруктов: ежевики, переспелых вишен, чернослива. Кстати, из «черной ягоды» ежевики (по-английски blackberry), а также родственной ей малины здесь также производят вино, с невысокой алкогольной крепостью (всего 4%) и дивным ягодным вкусом. Выпускают здесь и местный сидр из яблок, также малохмельной, но ароматный.
Интересные и питкие вина с «лошадиными фамилиями» — Zdrebac и Zdrepceva krv, то есть «Жеребец» и «Жеребцова кровь». Первое — сухое, второе — полусладкое, оба купажные, то есть вырабатываются из смеси сортов винограда.
Полусухое «Царица Милица» понравилась меньше, с менее насыщенным и терпким букетом, хотя на этикетке указано, что это купаж исключительно местных сортов, в том числе Вранаца — гордости черногорских виноделов. Об этом прославленном сорте, вернее, о винах из него стоит повествовать отдельно.
«ВРАНАЦузское» вино
Vranac — главный сорт местных виноделов, название которого, по-видимому, происходит от окраса спелых гроздей, иссиня-черного или вороного. Такого же цвета вина, из этих вороненых ягод производимые. Они почти непрозрачны и действительно черные, а не красные.
Линейка Вранацей начинается с 1.4 евро за литровую бутылку и заканчивается двумя десятками евро за стандартную бутылку бордосской наружности и объема. Любопытна и коммерческая подача основного бренда: большая часть вин вообще (не только Вранаца) предлагается в литровых бутылях, закрытых обычными жестяными крышками наподобие пивных, а то и вовсе в тетрапаковых брикетах. Оказалось, что штопор в Черногории — прибор отнюдь не первой необходимости. Такое бутилирование подразумевает скорое употребление, а не хранение в погребах. Что касается завершающих ценовую линейку образцов «ВРА-НАЦузских» вин, то они укупорены классическими пробками из дубовой коры и могут быть хранимы в коллекциях.
Вкус Вранаца отмечен умеренной терпкостью и гармоничной кислотностью, а в букете ярко проявлен вишневый привкус с нотой чернослива и отчетливым сафьяновым тоном. Оптимальным соотношением цены и качества называют Vranac Pro Corde (так и просится вольный перевод — «по сердцу») — около семи евро за бутылку 0.75 литра. Все Вранацы, от самых недорогих до штучных резервных, обозначены контролем качества и по происхождению, то есть аналогом системы DOC. Надо сказать, что Черногория так лихо стремится в Евросоюз, что уж несколько лет назад перешла на европейскую денежную единицу, намного опередив соседнюю Хорватию с ее кунами, вошедшую в него раньше. Наверняка она опередит бывшие югославские республики в переходе к европейской системе апеллясьонов и гарантий качества по происхождению. Монтенегро и жить торопится, и чувствовать спешит...
Нужно ли спешить посетить Черногорию, пока страна не объевропеилась до значительной потери местного колорита? Опасаться такого вряд ли стоит, но самое время съездить отдохнуть к ласковому Адриатическому морю, искупаться в его чистейших и одновременно теплых водах, полюбоваться пейзажами и старинной архитектурой небольших, но очень симпатичных городков, пожевать фруктов и попить местного вина — немногочисленного ассортиментным количеством, но отменного качеством.